Заказчик убийства директора "Красного Востока" ищет политическое убежище
29 июня 2004 года

Напомним, что 45-летний гендиректор "Красного Востока" Айбат Айбатов был застрелен 20 февраля 1996 года у своего подъезда на улице Шмидта в Казани. Подозреваемый в организации этого убийства А. (фамилия не разглашается в интересах следствия) был задержан Интерполом в Испании и 12 февраля этого года помещен в тюрьму города Вальдеморо. Международно-правовой отдел Генпрокуратуры России после обращения татарстанских коллег занялся процедурой его экстрадиции.
Но на днях А. предпринял весьма своеобразный маневр: находясь в камере, он обратился к испанским властям с прошением о предоставлении ему политического убежища под тем предлогом, что правоохранительные органы России осуществляют его политическое преследование.
Иного выхода он, похоже, не видит, поскольку при возвращении на родину бывшему казанцу грозит перспектива оказаться за решеткой. И на долгие годы.
Правоохранительные органы Татарстана считают, что у них достаточно доказательств, чтобы А. понес суровое наказание. Побывавший в начале июня в редакции "Восточного экспресса" зампрокурора РТ Фарит Загидуллин заверил, что как только заказчик убийства Айба-това будет доставлен в Казань, прокуратура в течение 10 дней направит уголовное дело в суд.
Как известно, это резонансное преступление числилось нераскрытым вплоть до сентября прошлого года, когда 34-летний казанец С., задержанный правоохранительными органами по делу ОПС "Хади Такташ", дал признательные показания по убийству Айбатова. Живописав в подробностях все обстоятельства убийства, он рассказал и про заказчика. Его сообщение стало своего рода сенсацией: крупный казанский бизнесмен А. в 1996 году был одним из реальных претендентов на должность гендиректора пивзавода. И после убийства Айбатова попал в число подозреваемых. Однако в то время никаких улик против него не было.
Зачем А. понадобилось убивать Айбатова? Дело в том, что именно его отцу - человеку по тем временам очень влиятельному, входившему в число руководителей республики, - покойный Айбатов был
в какой-то степени обязан тем, что в 1987 году стал во главе пивзавода. Оказав Айбатову услугу, тот позже потребовал от своего протеже помочь сыну с бизнесом.
В 1995 году на пивзаводе при участии А. была смонтирована линия по производству "Кока-Колы". В то время реализация пива давала лишь 10 процентов доходов предприятия. Зато розлив заморского напитка стал приносить 90-процентную прибыль. По условиям сделки от предприятия "Красный Восток-Кола" 70 процентов имел пивзавод и 30 процентов фирма-партнер. Однако последняя не платила никаких налогов, получая лишь чистую прибыль. Разумеется, все это ложилось бременем на "Красный Восток".
На этой почве бывшие партнеры поссорились и даже судились. "Обиженный" А. потребовал от Айбатова в качестве отступного за вложенные в линию средства около одного миллиона рублей. Разумеется, гендиректор ничего вы-
плачивать не собирался... Возможно, это и стало последней каплей, переполнившей чашу терпения оппонентов Айбатова. Они решили, что сами могут стать во главе "Красного Востока". А. нанял киллера из бригады "Хади Такташ", с которой у него были тесные связи, - совместно с лидером группировки Гусевым он учредил фирму по продаже полиэтилена за границу, в ее офисе проходили сборы членов группировки. Однако, убрав помеху, кресло гендиректора А. так и не занял. Не помогли и связи отца в высоких кабинетах. Главой пивзавода стал руководитель фирмы "Эдельвейс" Айрат Хайруллин.
Но А. и без того не бедствовал. Полиэтиленовый бизнес был настолько прибыльным, что позволил и Гусеву, и ему обзавестись недвижимостью в Испании. Сначала из Казани исчез Гусев. А когда стало раскручиваться дело по "Хади Такташ", уехал за границу и А., распродав в Казани все имущество.
Как теперь известно, он поселился с женой и ребенком в собственном доме на морском побережье в небольшом испанском городке Денья. В связи с признаниями киллера, А. был задержан сотрудниками Интерпола. Для того чтобы уйти от ответственности, наш земляк готов на все - даже отказаться от родины. Предоставлять ему убежище или нет - будет решать испанский суд.
"Восточный экспресс" будет следить за развитием событий.

Любовь ШЕБАЛОВА, «Восточный экспресс», 25 июня 2004 г.